консультации для родителей

«Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

 

Уважаемые родители, одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из важных направлений в коррекционном процессе. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий и др..

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 

 

 

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Обращаю ваше внимание на то, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность двигательного ритма у ребенка подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Педагоги дошкольных учреждений строят комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры и прикладной блок – оригами, пальчиковый театр и другие виды деятельности.

Цель пальчиковой гимнастики – стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки (первые три пальца и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре головного мозга. Зона влияния стимулирует взаимодействие между различными зонами коры головного мозга внутри полушарий. Межполушарные связи ограничены. Влияет на развитие речевых зон головного мозга, совершенствует координацию органов артикуляции, чем положительно влияет на звукопроизношение.

В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки ребёнка к письму, необходима продуманная

 

 

система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации. Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, вышивание, застёгивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.

Удачного Вам обучения в школе!

Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/12/10/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-razvitie-melkoy

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-doshkolnika-vazhneishii-yetap-podgotovki-ego-k-shkolnomu-obucheniyu.html

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 «Процесс овладения грамматическим

                                   строем - зеркало интеллектуального 

                                    развития ребенка»       

                                                 К.Д.Ушинский

Развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения,  фонематического слуха (умения различать речевые звуки), но и грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев») и слоговой структуры слова (умение произносить правильно длинные слова – мотоцикл, сковородка и т.п.), постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.). Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова.

Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.

 

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

 

  1. По дороге в детский сад побеседуйте с ребёнком:
  • Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
  • Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
  • По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
  • Какая погода? (холодная - теплая);
  • Как светит солнышко? (припекает - не греет);
  • Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
  • Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
  • Как мы идём? (быстро - медленно);
  • Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).

 

  1. В автобусе, в дороге поиграйте в игру:

 

 

  • "Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
  • "Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);

 

  • "Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
  • "Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).

 

 

III. На кухне:

 

 

 

  • Спрашивайте у ребёнка: куда наливают чай? из чего едят суп?
  • Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?
  • Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой.

 

Поиграйте в игру:

  • "Что можно резать (наливать, чистить, насыпать).
  • "Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники -клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);
  • Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.

 

  1. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в одну из игр:
  • "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
  • "Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).
  • Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
  • Игра «Закончи предложения».

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

 

  • Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинки)

 

  • Игра «Кто кем (чем) будет?» Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кто кем будет: - яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей. - цыпленок — петухом; - мальчик — мужчиной; - теленок — коровой или быком -бумага — книгой - снег -водой - вода — льдом - семечко — цветком - мука — блинчиками

 

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Родители!! Играйте со своими детьми. Ведь Игра для детей -это сама жизнь!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

https://infourok.ru/buklety-po-slogovoj-strukture-dlya-roditelej-razvitie-leksiko-grammaticheskogo-stroya-4423672.html

https://sadbk.schools.by/m/pages/ekomendatsii-roditeljam-po-formirovaniju-slogovoj-struktury-slova

 

свернуть

Развитие речи: игры в кругу семьи

Игры с буквами для дошкольников

 

 

         В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письменной речи существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.  Именно у этой категории детей чаще всего возникают такие нарушения письменной речи как дислексия и дисграфия. Поэтому особое значение приобретает первоначальное знакомство с буквой.

         Часто знакомство с буквой происходит очень быстро, и ребенок не успевает запомнить графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а при написании неправильно располагает ее в пространстве.

         Обучение ребенка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

         При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква М произносится не «эм» (как в названиях букв алфавита), а «м» (кратко).

         Ниже предлагаются игры, которые позволят детям прочно усвоить графический образ букв:

«Учим буквы в стихах»

Ребенку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы. Предложите ребенку выучить эти стихи наизусть.

         Буква А.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква «А».

         Буква М.

Длинные палочки крепко дружили.

Их две короткие соединили.

Мы эту букву всегда узнаем.

«Мама» - писать с этой буквы начнем.

 

«Найди буквы»

 Возьмите листок старого журнала и предложите ребенку зачеркнуть на нем определенную букву. Возможно два варианта: ребенок находит букву по предложенному образцу: «Зачеркни такую же букву, как я покажу» или нахождение буквы без опоры на образец: «Зачеркни все буквы У на этой странице».

 

«Сложи букву»

Предложите ребенку выложить буквы из спичек, веревочек, счетных палочек, пуговиц и любых других мелких предметов; предложите «нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Можно предложить ребенку слепить буквы из пластилина, соленого теста.

 

«Нарисуй букву»

Берется небольшой поднос с бортиками, в который насыпается песок или любая мелкая крупа. Ребенок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Такой вид задания можно предложить ребенку и во время прогулки: нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

 

«Зеркало»

Взрослый рисует две буквы, одна из которых написана в зеркальном изображении. Ребенку рассказывается история о буквах-модницах, Которые так любят смотреться в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, а где их изображения. Далее ребенку предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильное изображение.

 

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры:

«Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребенка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребенок меняются местами. Другой вариант этой игры: ребенок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

 

«Узнай букву»

Взрослый рисует элемент (часть) определенной буквы. Ребенок должен отгадать, какую букву задумал взрослый, и дорисовать оставшиеся элементы буквы. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

            

 

 

 

«Распутай буквы»

Взрослый рисует несколько букв таким образом, что графические изображения накладываются друг на друга, при этом общие элементы букв не совпадают. Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, которые нарисованы.

 

«Разгляди буквы»

Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.

 

«Какой буквы не стало?»

Взрослый раскладывает на столе карточки с изображением 3-4 букв. Предлагает ребенку назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Возможно еще два варианта этой игры: взрослый меняет  буквы местами, а ребенок воспроизводит первоначальный вариант; взрослый добавляет еще одну букву, ребенок называет букву, которая появилась.

Надеемся, что предложенные игры не только помогут закрепить графические изображения  букв, но и сделают занятия увлекательными и интересными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

 Путешествие в страну звуков

Уважаемые родители, фонематический слух — различение звуков (фонем) речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При нарушении фонематического слуха (ребенок воспринимает (повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то «очень приблизительно». «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов: та-па-ка, та-да; трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению: дети читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Вот почему развитию фонематического слуха должно уделяться большое внимание и без специальной «тренировки» сложно достичь нужного уровня.

Каковы же возрастные границы и условия формирования фонематического слуха?

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Уже на второй неделе жизни у новорожденного появляется слуховое сосредоточение и заключается оно в том, что при возникновении необычного звука   ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь. Поэтому так важно уже в первый год жизни закладывать базу для формирования фонематического слуха и знакомить младенцев с миром окружающих звуков: тиканьем часов, журчанием воды, щебетанием птиц, шелестом травы, шумом ветра, гулом самолета, музыкой… А можно поиграть с малышом. Вы медленно отрываете от листа бумаги полоски и наблюдаете, как внимательно слушает ребенок этот удивительный шелест. А когда малыш научится захватывать игрушки, можно проделывать эти манипуляции совместно.

 

Ребенок подрастает, становится дошкольником, он уже владеет речью, а мы продолжаем слушать, узнавать и различать неречевые звуки. Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? Что происходит за окном? Как шипит масло на сковородке? Как кипит вода в чайнике? И т.д.

Узнавание неречевых звуков – первый этап в формировании фонематического слуха – способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше, ему может быть 5-6 лет, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу именно с этих игр. Предлагаю игры для развития фонематического слуха.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам в комнате. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом ребенок отгадывает, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Угадай, что звучало?»

Вместе с ребенком извлекайте звуки из игрушечных музыкальных инструментов, пока малыш не научится четко различать их на слух. После этого спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться ролями: ребенок играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.

Другой вариант. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что звучит? В это время Вы можете переливать воду, шелестеть газетой, щелкать пальцами, издавать звуки ножницами, ложками, полиэтиленовым пакетом.

Игра «Загадочная газета»

Манипулируйте листом газеты и слушайте, как меняются звуки, когда вы комкаете ее, хлопаете по ней, рвете газету медленно и быстро, бросаете на пол, складываете на части, разрезаете ножницами, чиркаете по ней карандашом. Ребенок отгадывает производимые действия.

 

Игра «Шумящие мешочки»

   Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Ребенок   угадывает по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Второй вариант. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от «киндер сюрпризов». Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Игра «Маленький барабанщик»

В этой игре мы знакомим ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками. Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро. Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко. Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

Игра «Похлопаем»

Повторить ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок. Более сложный вариант: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, один хлопок. Можно повторять ритмы с закрытыми глазами.

Уважаемые родители, как можно чаще играйте с ребенком! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил. Вы спросите: «Когда?». Используйте любую минутку: когда идете из детского сада домой — слушайте звуки улицы; дома – уделите ребенку 10 - 15 минут своего времени, и он будет бесконечно счастлив. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

ИСТОЧНИКИ:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/01/18/kartoteka-igr-na-razvitiyu-fonematicheskogo-slukha

https://mdou16.edu.yar.ru/igri_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_broshura_dlya_vospitateley_.pdf

https://nddskv1.vsevobr.ru/roditelyam/uchitel-logoped/504-konsultatsiya-dlya-roditelej-v-mire-zvukov

 

 

 

свернуть

Учим детей рассказывать

 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

         Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

         Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден, в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников.

Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребёнка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы. От ученика, поступившего в школу, требуется умение давать развёрнутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти умения закладываются в дошкольном возрасте.

 Хорошо известно, какие трудности испытывают ученики начальной школы в построении связного высказывания как письменного, так и устного. Аналогичные (и даже гораздо большие) трудности испытывают в построении развёрнутого связного высказывания дети дошкольного возраста в том случае, если у них не развиты необходимые умения путем специального речевого обучения.

Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета, пропускают значимые эпизоды, застревают на второстепенных деталях, используют простые малоинформативные предложения. Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога с впедагогами группы. Те или иные грамматические формы отрабатываются в ходе вопросно-ответной беседы по содержанию картин и затем закрепляются в самостоятельных рассказах детей. Большое внимание необходимо уделять работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных, а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи.

Нельзя оставлять без внимания формы согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Учить детей отвечать на вопросы распространенными законченными предложениями; при ответах и в процессе рассказа использовать различные типы предложений.

В процессе работы над составлением рассказов по серии сюжетных картин дети должны усвоить некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненных с союзом а, но, сложноподчиненных с придаточными времени, цели, условия. Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей. Большое внимание необходимо уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов-наречия, предлоги. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определяется конкретным содержанием серии сюжетных картин (номинативная лексика, слова, передающие характеристику действий и др.).

 

Игры в кругу семьи.

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые

помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать,

отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка

богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

 

"Автобиография".

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).

 

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

 "Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет

какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока,

стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

 

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка"); "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке"); "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе"); "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок"); "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"); "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик"); "Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

Все пуговицы; Все ножницы; Все спички; Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего

страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; Цветик-семицветик; Сапоги-скороходы; Ковёр-самолёт и т. д.

                                     

Источники:

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-uchite-detey-rasskazivat-548528.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/04/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-uchim-detey-rasskazyvat

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konsultaciya-dlya-roditeley-uchimsya-ras.299619276/

 

свернуть

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

Для успешного преодоления речевых нарушений и всестороннего развития дошкольника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи. Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:
  • - чётко проговаривать слова, пусть ребенок видит движения ваших губ;
  • - посредством называния окружающих предметов и явлений развивать

предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);

  • - в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,

четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья и т.д.);

  • - обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой

системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

  • - привлекать внимание детей к правильному пониманию и

употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);

  • - учить согласовывать существительные с прилагательными и

числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);

  • - обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть

продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);

  • - читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,

обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

  1. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  1. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов - описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
  2. Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
  3. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
  4. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться! В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.
  5. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
  6. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем ребенка!

 

Используемая литература:

  1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста». Москва Просвещение 1981 г. 111 страниц
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – Спб., «Детство-Пресс», 2001г. – 180 с.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. . «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994 г. 80 с.

 

свернуть

Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания

 

Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка может и должно служить средством в развитии речи детей.

Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.

Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т. д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т. д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие и т. д.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то.», «Здесь строится.», «Это – музей знаменитого писателя.» и т. д.

Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.

Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-пространственная развивающая среда группы. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Белорусский уголок познакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. Здесь дети могут рассмотреть предметы народного промысла, познакомятся с разными видами орнамента. Уголок чтения художественной литературы, эстетично красиво оформленный, познакомит детей с белорусскими народными сказками, произведениями белорусских авторов. Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.

Для закрепления материала можно предложить детям дидактическую игру «История вещей» (провести параллель со старинными и современными вещами корыто-стиральная машина, веник-пылесос, лампа-лучина и т. д.)

Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как:

«Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами –синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; воин - солдат, боец, защитники т. п.

«Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например: Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т. п.

«Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:

- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т. п.

- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья. И т. п.

- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т. п. ;

- образования слов типа: Земляне, гродненцы, минчане и т. п.

«Назови достопримечательности города»

«Чем похожи и непохожи». Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.

«Какой? Какая? Какие? Какое?»

«Найди ошибку»

«Закончи предложение»

 «Какой? Какая? Какие? Какое?»

«Найди ошибку»

«Закончи предложение»

«Отгадай по описанию»

«Скажи наоборот» «Из – чего – какой?»

«Отгадай загадку»

«Подбери признак»: защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый…мама какая?- добрая, любимая и т. д.

«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).

Речевое упр. «Предложение рассыпалось» (из слов составить предложение, так же можно из предложений составить текст).

Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, например:

- Как сделать город (село) красивым? Что бы ты сделал, чтобы наш город стал лучше (размышления детей)

- Почему так называют: пригород; улицы: Суворова, Ольги Соломовой и т. п.

Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья», «Мой путь от дома до садика» «Мой город», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города (Семьи)», «Самое любимое место в городе» и т. п.

Грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-пространственной развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр, игры детей в театрализованном уголке, обыгрывания сказок, прогулки и наблюдения за красотой родной природы, организованная ежедневная и тематическая работа с родителями-все направлено на развитие речи детей, и

Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию. `

 

свернуть

Развитие речи ребенка в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

         Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

 Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

 Родители дома могут создать все условия для развитие речи своих детей в игровой форме. Мамам и папам можно поиграть с ребенком в следующие игры:

Посмотри-ка, что я вижу

Посадите ребенка перед окном и сядьте рядом с ним, или просто возьмите его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросите: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у ребенка желание разговаривать.

  Пальчик в домике           

Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок, делайте следующее: Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри) Затаился и молчит. Выходи скорей, я жду. Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук)

Мы ходим и трогаем вещи Дети любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, например, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосики мягкие. Походите с ребенком по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву, приговаривайте: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до _____ (название вещи). Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т.д. Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче».

Покажи мне, как ты … Эта игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты …» и заканчивайте фразу. Эта игра очень проста, но ваш ребенок наверняка полюбит ее. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы ребенок мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до мамочкиного носа, трогаешь лодыжки, дотрагиваешься до папочкиной шеи.  Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.

 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/28/razvitie-rechi-rebenka-v-igrovoy-deyatelnosti

свернуть

Развивающие игрушки, сделанные своими руками

 

    Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры.

·         Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

·         Коробки из-под киндер-сюрприза, универсальные баночки. Можно наполнить их крупами, чтобы научить ребенка слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

·         "Волшебный мешочек". С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

·         Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.

·         Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

·         Полая картонная труба. Через нее можно переговариваться с ребенком.

·         Альбом с фотографиями ребенка. На этих фотографиях ребенок может сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия ребенка (глагольный словарь).

·         Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер.

·         Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

·         "Пальчиковый" бассейн - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

·         Яркий пластиковый поднос и манка. Ребенок может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.

 

 

·         Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

·         "Шершавые" геометрические фигуры. Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут ребенку запомнить их, "опираясь" на тактильную память.

·         Тактильные "коврики". Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки. ребенок может перебирать и трогать их.

·         Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.

·         Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

·         Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, ребенок развивает подвижность и силу пальцев руки.

·         Кусок ковролина с гладким ворсом и картинки с липучкой. Можно сделать несколько наборов картинок (фрукты, овощи, одежда, транспорт). Прикрепляя и снимая картинки, ребенок развивает мелкую моторику и запоминает названия.

·         Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: "Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка.."

·         Большие коробки из-под бытовой техники. Из коробки Источники: можно сделать домик, в котором ребенок может прятаться.

 

·          

https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-razvivayuschie-igrushki-sdelannie-svoimi-rukami-1922409.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskaja-masterskaja-dlja-roditelei-igrushki-samodelki-dlja-razvitija-rechi-i-melkoi-motoriki.html

свернуть