Замещающая семья

Основные формы семейного устройства

Семейные формы устройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  Ни для кого из нас не секрет, что в нашей стране есть дети, которые по разным причинам не могут проживать со своими биологическими родителями. 

  Чьи-то родители погибли, кого-то бросили, кто-то попал на государственное попечение, потому что родители пили, употребляли наркотики, издевались над своими детьми. Случается, что родитель тяжело болен и не может самостоятельно заниматься воспитанием своего ребенка.

    У каждого ребенка взятого государством под защиту своя история…

    Однако всех их объединяет одно желание: почувствовать себя любимыми, нужными и обрести дом.

   В нашей стране проблема сиротства не пущена на самотек, делается все возможное, чтобы у ребят появился реальный шанс обрести семью, пусть и не родную по крови, но любящую всем сердцем.

  На сегодняшний день в Республике Беларусь существует несколько семейных форм устройства детей на воспитание:

- усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми. Усыновление – наиболее предпочтительная форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

- опекунская семья и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: более 10 тысяч детей живут под опекой и попечительством.Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства. 

- приемная семьядетский дом семейного типа (ДДСТ) – это возмездные формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х несовершеннолетних, без учета родных детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 несовершеннолетних, с учетом родных детей.

- патронатное воспитание.

    В Государственное учреждение образования Лидский районный социально-педагогический центр ведется работа по всем направлениям устройства детей на семейные формы. Специалисты центра заинтересованы в том, чтобы ребенок вернулся домой, а не в интернатное учреждение. Если нет возможности вернуться к биологическим родителям, мы ищем для ребенка замещающую семью: усыновителей, опекунов, приемных родителей - новый дом, который согреет своим теплом. 

    На базе СПЦ проводится психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители и приемные родители. Оказывается психологическая и социально-педагогическая помощь несовершеннолетним, их опекунам, приемным родителям и родителям-воспитателям.

 

Информация, полученная по ссылкам, представлена официальным сайтом Национального центра усыновления Республики Беларусь.

Отдел образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета

Адрес: г. Лида, ул. Советская, 8

Контактный телефон: 8 0154 529776


Государственное учреждение образования «Лидский районный социально-педагогический центр»

Адрес:231300, г.Лида, ул. Транспортная, д.4,

Контактные телефоны:

8 0154 657948, 657942, 657951

Электронная почта: rspc-lida@mail.lida.by

Сайт: https://spc-lida.schools.by​


Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск

Адрес: 220005, г. Минск, ул. Платонова, д.22,

Контактные телефоны: 8 017 352 46 54, 8 017 348 51 51, 8 017 375 81 49         

Электронная почта nac@nacedu.by

Поиск кандидатуры ребенка на усыновление осуществляется в базе данных Республиканского банка сведений о детях, подлежащих усыновлению - в пределах границ РБ. 
Сайт Национального центра усыновления
www.nacedu.by


www.dadomu.by портал, на котором каждый может узнать пошаговую информацию о всех формах семейного устройства детей, а также познакомиться с краткой информацией о детях, которым нужна постоянная благополучная семья.

свернуть

Если у вас не растрачена родительская нежность. Кто и как может стать приемным родителем для детей-сирот?

 


 Мы расскажем о лучших приемных лидских семьях и счастливых историях о сбывшихся детских мечтах. Возможно, эти жизненные истории станут ориентиром для кого-то из лидчан, в ком также горит искорка нерастраченной материнской или отцовской любви?! И еще у нескольких лидских детей появятся мама и папа – те, без кого не может быть счастлив ни один человек, появится семья – то, откуда берет начало счастливое будущее, наше общее будущее.

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми», – говорил Оскар Уайльд. И вот красноречивый факт: в отношении детей, оставшихся без родительской опеки, на Лидчине наблюдается позитивная тенденция: практически все они из социального приюта устраиваются в замещающие семьи. Кто и на каких условиях может стать мамой или папой для детей, по разным причинам лишенных родительской заботы, беседуем с педагогом социальным Лидского районного социально-педагогического центра Ириной КАМЕНЕЦКОЙ.


– Ирина Тадеушевна, в том, что воспитывать детей, оставшихся без родительской заботы, лучше всего в семье, сомневаться не приходится. Не так ли?


 – Безусловно, гарантии благополучного будущего у ребенка, выросшего в семье, значительно выше, чем у воспитанника интернатного учреждения. Поэтому защита права на проживание в условиях семьи и поддержание жизнедеятельности этой семьи и являются приоритетными направлениями в работе государственных органов, в том числе и нашей социально-педагогической службы. Думаю, среди лидчан, читателей «Лідскай газеты», найдутся люди, которые смогли бы принять участие в судьбах детей, взяв их на воспитание в свои семьи. Мы рассчитываем на их неравнодушие.

– Что представляет собой семья, заменяющая родную?

 – Замещающая семья – понятие, обобщающее разные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Беларуси существует пять таких форм: усыновление, опека, приемная семья, детский дом семейного типа, патронатная семья. Лидская региональная модель семейных форм воспитания детей-сирот представлена семьями усыновителей, опекунскими и приемными семьями и двумя детскими домами семейного типа. Всего на Лидчине созданы 123 замещающие семьи, в которых воспитываются 215 детей.
Усыновление – самая успешная из семейных форм для ребенка. Усыновителями могут быть дееспособные лица обоего пола, как супруги, так и одинокие граждане. Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают такие же права и обязанности, как и между родителями и детьми. 

 Опека и попечительство устанавливаются решением райисполкома на срок до достижения ребенком совершеннолетия. 

 А вот приемная семья отличается тем, что между приемными родителями и управлением образования заключается трудовой договор. То есть, человек принимается на работу приемным родителем. Ему выплачивается заработная плата (в зависимости от количества принятых детей). Время работы в качестве приемного родителя засчитывается в общий трудовой стаж. Ежегодно родителям полагается отпуск продолжительностью 56 дней (во время отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей). На воспитание в приемную семью обычно принимаются от одного до четырех детей-сирот. Родители берут их на свою жилплощадь.

 Следует отметить, что на содержание ребенка-сироты государство ежемесячно выплачивает денежное пособие. На данный момент оно составляет: на ребенка до 6 лет – 374,91 рубля, от 6 лет и старше – 398,96 рубля. Воспитанникам замещающих семей ежемесячно компенсируются расходы за пользование квартирным телефоном, бытовые услуги (услуги прачечных, парикмахерских, ремонта обуви), выделяются средства на оплату коммунальных услуг. Также дети-сироты имеют ряд иных льгот: бесплатное пользование учебными пособиями, оздоровление в летних лагерях, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатное одноразовое питание в учреждениях общего среднего образования г. Лиды и г. Березовки. 

– Расскажите, пожалуйста, кто может стать приемными родителями?

 – Это совершеннолетние супруги или отдельные граждане, которые уже имеют опыт воспитания детей. Наше законодательство не ограничивает желающих стать приемными родителями ни в образовании, ни в возрасте. Наши приемные родители имеют педагогическое, медицинское, экономическое образование. Главное  их качество – любовь к детям.

– А как проверяются их человеческие качества? Наверняка, у таких людей должны быть доброта, терпение, любовь...

 – Безусловно, первым шагом на пути к серьезному решению должна стать именно психологическая готовность будущих приемных родителей. Когда человек, желающий посвятить себя воспитанию детей-сирот, обращается в управление образования и заявляет о своем намерении взять детей, то его направляют к нам, в социально-педагогический центр. Здесь он проходит психолого-педагогическое тестирование и подготовку. Мы изучаем его условия жизни, запрашиваем характеристики с работы, места жительства, интересуемся особенностями его характера, спрашиваем мнение окружающих его людей, к примеру, соседей, коллег. 

– А если человек становится приемным родителем впервые, но опасается, что не справится?..

 – Волноваться не стоит: подключается целая команда психологов, специалистов управления образования, педагогов социальных, медиков в рамках компетенций, которые оказывают семье максимальную поддержку и помощь. На базе СПЦ  для приемных родителей проводятся обучающие семинары, тренинги, где проходит знакомство с психологическими особенностями приемных детей, этапами становления замещающей семьи, приемами по предотвращению эмоционального выгорания. Здесь расскажут, как строить взаимоотношения с детьми, разберут сложные жизненные ситуации, организуют социально-адаптационные мероприятия. Все это спо­собствует повышению профессиональной грамотности приемного родителя и повышает веру в себя и свои силы.

– Возможно, у кого-то из наших читателей сердце откликнется готовностью подарить любовь чужому ребенку, скажите, куда можно обращаться?

 – В управление образования Лидского райисполкома по адресу: г. Лида, ул. Советская, 8, кабинет 59 ( тел. 52-97-76) к главному специалисту Марине Дормидонтовне Гец и к нам, в центр, по адресу: г. Лида, ул. Транспортная, 4 (тел. 65-79-43).

Источник: 

https://lidanews.by/news/deti-doma/28166news.html

свернуть

Литература для замещающих родителей

 

Стать приёмным родителем - важное решение и сложный путь. И как бы приемные родители ни старались, избежать всех подводных камней вряд ли получится. Любой согласится, что каждая семья и каждый ребенок индивидуальны, но большинство из нас сталкиваются с похожими трудностями.

Научиться быть родителем можно только самостоятельно, через свой собственный опыт осознанного родительства. Однако можно воспользоваться опытом и знаниями специалистов и приёмных родителей.  Мы предлагаем вам, приемные родители, список книг, которые пусть и не решат всех ваших проблем, но станут надежным подспорьем в вопросах воспитания детей.

 

1. Альфи Кон "Воспитание сердцем. Без правил и условий". Эта книга ставит под сомнение привычные методы кнута и пряника в воспитании детей и призывает увидеть в ребенке личность, нуждающуюся в безусловной любви. Автор предлагает задуматься о долгосрочных целях воспитания и дает практические рекомендации.

2. Петрановская Л. В. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»Эта книга поможет понять, что же нужно для правильного развития ребенка, и понять себя тоже поможет. 

3. Петрановская Л. В. «Если с ребенком трудно. Что делать, если больше нет сил терпеть?» Книга адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

4. Петрановская Л. В. «Дитя двух семей: книга для приемных родителей». В книге автор рассказывает о сложном процессе формирования идентичности у приемного ребенка, пытается разобраться в очень сложных и вместе с тем типичных вопросах, которыми задаются родители, решившиеся на усыновление. Нужно ли сохранять в секрете тайну усыновления? Как помочь ребенку пережить разлуку с кровной семьей? Стоит ли поддерживать отношения ребенка с настоящими родителями? Сколько времени нужно ребенку, чтобы принять приемных родителей? На примере историй из жизни выросших приемных детей, автор иллюстрирует каждый из вопросов, волнующих многих отцов и матерей.

5. Петрановская Л. В. «Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье». «Минус один!» – это значит на одного сироту меньше. «Плюс один!» – это значит, ваша семья стала больше на одного человека. Это слова, за которыми стоит так много: и радость за этого ребенка, и чувство вины перед всеми теми детьми, кто еще не обрел семью, и надежда когда-нибудь все же «вычерпать море». В своей книге автор рассказывает, как подготовиться к этому непростому решению, пройти весь путь, не теряя надежды, увеличить свою семью на одного замечательного ребенка. Книга даст почувствовать, что вы не одиноки на своем пути.

6. Соломатина Г.Н. «Приемные дети: как справляться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье». Автор на основе личного опыта воспитания приемного ребенка, а также на основе систематических наблюдений за жизнью замещающих семей рассматривает не только основные проблемы адаптации, но и предлагает конкретные рекомендации по воспитанию приемных детей в этот сложный жизненный период.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» Книга расскажет, как найти тот самый баланс между любовью и строгостью, как говорить с ребёнком, чтобы он понимал взрослых, уважал их и прислушивался к их мнению. Автор даёт множество ценных советов, которые помогут улучшить взаимопонимание между детьми и родителями, избавят их от конфликтов. Родители смогут лучше научиться контролировать свои эмоции, проявляя в нужные моменты строгость или давая свободу ребёнку. Книга будет полезна родителям детей разного возраста, ведь понимание в семье важно в любое время.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» В книге множество примеров из жизни, которые поясняют написанное и помогают увидеть свои ошибки и способы их устранения. С ее помощью родители научаться слышать своих детей, понимать то, что они не могут сказать или объяснить. Это особая техника, которая позволит избежать многих конфликтов и обид с обеих сторон. В книге есть иллюстрации, которые наглядно отражают часто возникающие жизненные ситуации. Её можно читать неоднократно и каждый раз находить в ней что-то новое и полезное.

9. Мазилиш Э., Фабер А. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни!

10. "Записки приемной матери". Авторы этой книги - приемные родители и родители-усыновители, которые делятся своими раздумьями и опытом родительства в отношении детей, которых они приняли в свою семью. Помимо этого в книге представлены комментарии-советы специалистов о том, как лучше поступить в том илил ином затруднительном случае.

11. Капилина М.В., Петрановская Л.В. "Чего боятся приемные родители?" Книга о сексуализированном поведении у приемных детей, а также о других типичных проблемах с которыми сталкиваются замещающие родители.

12. Кек Г., Купеки Р. «Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму». Авторы не только откровенно говорят о трудностях, которые сопутствуют воспитанию ребенка, чей жизненный старт был омрачен плохим обращением, но и предлагают решения, ориентированные на конкретные потребности такого ребенка.

13. Лихунова О. «Хочешь, я буду твоей мамой?» Родительский опыт — прекрасная основа для книг. И очень полезно и интересно читать книги, написанные приемными родителями. Олеся Лихунова, многодетная приемная мама, издала фактически дневник, из которого можно узнать, как сложилась ее жизнь, когда она приняла в семью детей.

14. Машкова Д., Гынжу Г. «Меня зовут Гоша. История сироты» Одна из самых необычных книг о приемном родительстве, проливающая свет в том числе на то, как на самом деле живут дети в детских домах. У нее два автора. Это приемная мама Диана Машкова и ее приемный сын, подросток Гоша. Гоша с рождения оказался в детском доме. В семью Дианы он пришел в 16 лет. «Сироты не из другого теста. Они такие же, как и мы. Им нужна любовь», — говорит Диана Машкова. Книга стала изначально способом помочь Гоше разобраться со своим прошлым, с травмами, проработать свои воспоминания — и двигаться дальше к будущему. А в итоге получился очень сильный и откровенный текст.

15. Панюшева Т., Капилина М. «Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддержка» Книга разделена на главы — этапы жизни ребенка: что происходит с ребенком вследствие жизни в неблагополучных условиях и расставания с кровной семьей, ребенок в учреждении, ребенок в приемной семье и — подростковый возраст и начало самостоятельной жизни. Она особенно ценна описываемыми методами работы, в том числе «Книгой жизни», а также подробной историей приемного ребенка, рассказанной от первого лица.

16. Сабитова Д. «Где нет зимы» Это художественное произведение, книга о брате и сестре, которые попали в приют, и повествование идет от лица детей и их куклы. Книгу можно прочесть детям, к которым в семью в будущем придет приемный брат или сестра. «Где нет зимы» — о настоящих ценностях: только семья и дом могут дать защиту всем людям, но в первую очередь детям. Чувства брошенности, ненужности, сиротства и одиночества могут настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого, кто лишен поддержки близких людей.

свернуть
Меню раздела