информация для родителей

Физкультура в детском саду

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду,  10-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. В детском саду есть специально оборудованный зал, в котором и проводятся занятия по физкультуре. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и т.д. (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик-попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).

Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультминутки, дающие ребенку возможность размять  тело.

свернуть

Босиком от простуды

     К сожалению, во многих семьях ребёнок, проявляющий естественное стремление побегать босиком, пошлёпать по тёплым лужам, встречает категорическое запрещение: «Не смей, простудишься!». Да и не только по земле, а даже если ребёнок вздумает по собственной квартире пробежаться босиком, это может стать причиной плохого настроения в семье.

       На самом деле, хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура. Конечно, ребёнка к этому нужно подготовить. Дело это стоящее, и с приближением лета – пора начинать. Иногда, мы взрослые, демонстрируем детям плохой пример в этом отношении. Утром, ещё не успев встать с постели, нащупываем тапочки. А слышали ли вы о так называемых мокроступах? Так называли крестьяне особые меховые лапти. Ходьба в них была не простой, а закаливающей. С таким же успехом ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья использовалась с незапамятных времён и другими народами.

       В Древней Греции, например, где физическая культура стояла на большой высоте, босохождение являлось своего рода культом. В те далёкие времена дети получали право на ношение обуви только с 18 лет.

       Александр Суворов ежедневно по утрам, даже в сильные морозы, совершал прогулку босиком, после чего обливался холодной водой. Этим он преодолел свою природную слабость и казался всем окружающим «существом сверхъестественным».

       Хождение босиком в качестве эффективного средства профилактики и лечения многих простудных и других заболеваний впервые в научной медицине предложил использовать известный немецкий учёный – гигиенист конца прошлого столетия Себастьян Клейп. «Самая лучшая обувь – это отсутствие обуви!», «Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни!». Среди последователей этого учения был и Лев Николаевич Толстой.

       Ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии. Многие знают поговорку: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Она родилась отнюдь не случайно. Всё дело в том, что на коже стоп гораздо больше, чем на каких-либо других участках поверхности тела, так называемых терморецепторов, реагирующих на тепло и холод. Так вот, обувь создаёт для ног постоянный комфортный микроклимат. И приучать ребёнка к ходьбе босиком нужно с самого раннего возраста, практически с того момента, когда он освоит ходьбу как таковую.

       Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Очень хороши и специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе со своим ребёнком вы можете начинать утреннюю зарядку с ходьбы босиком по этому коврику. При ходьбе босиком человек испытывает удовольствие, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность и конечно же эффект закаливания всего организма способствует снижению простудных заболеваний.

       «Сорви надоевшую обувь, ходи по земле босым», - призывал поэт Александр Яшин. Можно ли устоять перед таким призывом?

 

свернуть

Физическая готовность ребенка к школе

    Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

         Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье. 

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду и в семье будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста дошкольном учреждении включает в себя:

  • систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливание, физические упражнения и подвижные игры на прогулках.);
  • физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

 

        Вместе с организованными формами физического воспитания большое внимание в дошкольном учреждении уделяется самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособностьОна связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей.

       К моменту поступления ребенка в школу у него должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к занятиям физичкой культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность.

         Большую роль в подготовке детей к школе играют спортивные игры                  (баскетбол, волейбол, футбол и теннис).

 

         Так же следует обращать внимание на следующее:

Ø Сколько времени в течение выходного дня ребенок находится в движении;

Ø Как много времени он затрачивает на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (рисование, лепка, плетение, работа с инструментами - ножницами и др.)

Ø Как много ребенок бегает, прыгает, лазает и т.д. включая в работу крупные группы мышц;

Ø Какие игры предпочитает: подвижные, малоподвижные, «сидячие».

 

         Что надо делать родителям для достижения ребенком физической готовности на этапе предшкольной подготовки?

 

vЗаботиться о повышении защитных сил организма и для этого:

 - приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, спортивными играми(игры в мяч, волейбол и пр.)

 - тренировать мышцы пальцев рук;

 - проводить закаливающие процедуры: контрастное обливание ног, обтирание полотенцем смоченным водой комнатной температуры.

 

v Обращать внимание на осанку ребенка (когда он стоит, сидит, ходит, бегает).

          Приучать правильно сидеть за письменным столом: спина ребенка должна касаться спинки стула, предплечья свободно лежать на столе; для ног приобрести подставку.

v Своевременно обеспечить прохождение медицинского обследования: делать необходимые прививки, избегать очагов инфекции.

 

v Создавать условия для обеспечения – в игровом уголке должен быть спортивный инвентарь.

 

         Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

свернуть

Беларускія народныя гульні ў жыцці дзяцей

 

     Гульня – асноўная форма дзейнасці дзяцей, змест іх жыцця. У гульнях яны мацнеюць фізычна, духоўна, вучацца разумець навакольны свет, узаемадзейнічаць у калектыве.

     Беларускія народныя гульні - адзін з самых старажытных сродкаў выхавання, яны перадаюцца з пакалення ў пакалення і цесна звязаны з навакольным ассяроддзем, бытам і працоўнай дзейнасцю людзей, раскрываюць характар, звычкі і традыцыі беларусаў. як правіла, беларускія народныя гульні - рухомыя. Роля беларускіх народных гульняўяк сродку фізічнага, эстэтычнага і разумовага выхавання абумоўоена тым, што яны садзейнічаюць правільнаму фізічнаму развіццю, умацаванню здаро'я, развіваюць сілу, спрыт, кемлівасць, вастрыню зроку і слыху, назіральнасць, вытрымку, калектывізм, клопат пра іншых, пачуццё справядлівасці і прыгажосці. гэта адбываецца за кошт таго, што, з аднаго боку, дашкольнікі ўключаюцца ў практычную рухомую дзейнасць, развіваюцца фізічна, вучацца дзейнічаць і прымаць рашэнні самастойна. з другога боку, яны атрымліваюць маральнае і эстэтычнае задавальненне, заёмяцца з народнымі традыцыямі, лепш пазнаюць акалюячы свет.

     Беларускія народныя гульні шырока выкарыстоўваюцца у фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту: на занятках, на святах, ранішніках. Яны садзейнічаюць усебаковаму развіццю дзіцяці у працэсе выкарыстання народных педагагічных традыцый і сучасных падыходау да выхавання і аздараўлення дзяцей.

свернуть