консультации для воспитателей

Белорусские народные игры, как основа физического воспитания современного дошкольника  

 

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. На данный момент белорусская народная игра имеет свободное существование не только в традиционных народных праздниках, но и в организации воспитательного процесса в системе современного образования, таким образом происходит достаточная реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей современных дошкольников.

         Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществеЦелеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

         Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей.

         Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека перевоплотиться в другое существо. Первобытное искусство длительное время сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

         Очень полезным исследованием беларуской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания». Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и у древних греков: борьба, бокс, пляски и другие «праздничные забавы».

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба.

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность беларусских народных игр направлена не только на создание своеобразной атмосферы праздника, но и на физическое и творческое воспитание человека.

Беларусские народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей народные игры имеют направленность на семейно-родовые обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные, обрядово-игровые (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Гори, гори ясно», на Купалье «Купалинка», «Прыжки через костер» и другие).

         Таким образом можно смело сказать, что подвижная беларусская народная игра стала эффективным инструментом воспитания, нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси и повседневное воспитание современных дошкольников. Она стала полноправным элементом (эпизодам) праздничных мероприятий, творческим и воспитательным потенциалом в реализации культуры Беларуси, как взрослых, так и детей в достаточном объёме.

 

Источник:

https://pedportal.by/baza-materialov/doshkolnoe-vospitanie/belorusskie-narodnyie-igryi-v-fizicheskom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta

 

свернуть

Использование нетрадиционных форм в нерегламентированной деятельности по физическому развитию детей»

 

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая, в первую очередь формирование отношения к двигательно – активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений. К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных учреждениях, проблема физического воспитания детей остается актуальной. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной активности детей дошкольного возраста. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить у дошкольников устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценность мотивации к здоровому образу жизни. Именно поэтому использование нетрадиционных  направлений в нерегламентированной деятельности по физическому развитию приобретает с каждым годом особый интерес для детей. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение художественного слова физминуток и считалочек.

Мне, как руководителю физического воспитания, более интересен вопрос о том, какими же видами может быть представлена нетрадиционная оздоровительная система в дошкольном учреждении помимо физкультурных занятий? И вот они эти технологии, которые  рекомендую использовать педагогам в нерегламентированной деятельности для работы с нашими воспитанниками. Рассмотрим и  применим на практике следующие технологии.

 

 

1.Технология сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмические движения под музыку

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.

Музыкально-подвижные игры  

Содержат упражнения, применяемые практически в любой нерегламентированной деятельности детей, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения свободных, раскрепощённых движений воспитанника.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Релаксация перед сном

Сон - естественный отдых организма. Он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы. Систематическое недосыпание ведет к нарушению здоровья, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей. Можно использовать спокойную мелодию для релаксации, а также использовать маятники.

Дыхательная и звуковая гимнастика

С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких. Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.

Оздоровительный бег (дозированный) 

Эта технология даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует  дыхание, укрепляет мышцы, костную систему, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут..

2.Технология обучения здоровому образу жизни:

Игротерапия

Метод психотерапевтического воздействия на детей  с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимые последствия.

Характерная особенность игры – её двуплановость.

Отличительные признаки развёртывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с этим, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Цель игровой терапии – утверждение уникального «Я» ребёнка, его самоценности в обществе, тематические  интересы детей.

Игровой стретчинг

 Упражнения  стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений,  подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Пальчиковая гимнастика 

Этот раздел служит для развития ручной мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают процесс данной технологии в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики рук

Это игры с палочками, восьмигранными карандашами; рисование по крупе, песку; катание грецких орехов, камней в ладошках; игры с использованием прищепок; игры с использованием губки, пипетки; игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа, мелкие предметы); мячи с пуговками;  мячи массажные.

 

 

 

Источник:

https://mdou155.edu.yar.ru/metodicheskaya_kopilka/netraditsionnie_formi_ozdorovleniya.

свернуть