консультации для воспитателей

Формирование связной речи дошкольников посредством наглядного моделирования

 

                                 

            Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

            Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

Наглядное моделирование это:

  • опорные картинки
  • схемы
  • мнемотаблицы
  • карточки-символы
  • реальные предметы и т.д.
  • опорные картинки это:
  • предметные картинки
  • сюжетные картинки
  • серии сюжетных картинок

 

Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.

В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям  не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь  появляется необходимость использования мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 

            С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

            Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

            Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах;
  • при заучивании стихов.

Описательный рассказ.  

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно.

Пересказ.                            

            Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Стихотворения.

            Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.

           

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше  начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

свернуть

Закрепление речевого материала в течение дня

     

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач в дошкольный период. Развитие речи детей включает несколько составляющих:

  • развитие коммуникативных навыков - способности использовать любые доступные средства общения (смысловые жесты, мимика, интонация, контактные взгляды, имитационные способности);
  • развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи, формирование слуховых образов этих сигналов в памяти;
  • развитие понимания речи окружающих через овладение значением конкретных слов и простых фраз;
  • развитие произносительной стороны устной речи ребенка;
  • развитие когнитивных навыков.

Речевая работа с дошкольниками - это совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя. Не существует слов, которым отдельно должен научить учитель-дефектолог или воспитатель. Весь речевой материал должен проходить и через общение воспитателей, и через общение учителя-дефектолога с детьми.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях (индивидуальные занятия сурдопедагога, занятия по развитию речи, фэмп и др).

Задачи воспитателя:

  • пополнять словарный запас;
  • развивать связную речь;
  • контролировать произносительные навыки детей;
  • привлекать внимание дошкольника с нарушенным слухом к различным неречевым и речевым звукам.

Чтобы правильно организовать работу по развитию речи с ребенком, имеющим нарушение слуха, необходимо учитывать его особенности и этапы овладения речью:    1. Глобальное восприятие таблички и соотнесение ее с картинкой, предметом, жестом.

  1. Чтение таблички и соотнесение ее с картинкой (предметом, жестом).
  2. Называние предмета, картинки самостоятельно или считывание слова с руки педагога и соотнесение с картинкой, предметом)
  3. Считывание с губ педагога или самостоятельное произнесение слова фразы (устно-дактильно или устно)

Самый естественный способ вхождения слов в активный словарь детей - это когда слова «кочуют» из одних условий употребления в другие.

Вот наиболее характерный путь для вхождения слова в обиход:

1.Употребление слов в бытовой деятельности (занятия специально не нужны, диктуется естественной ситуацией).

2.Занятия по видам деятельности (ИЗО, физическое воспитание, музыкальное воспитание и т. д.). Преображение словаря обусловлено видами деятельности.

3.Занятия по ознакомлению с окружающим. Вхождение слов уже на основе учебных речевых ситуаций, а не естественных, тут словарь уже тематически группируется, усваивается на уровне понятий.

  1. Последний этап обращения слов - занятия по развитию речи. Специальные упражнения, способствующие закреплению слова, уточнению его значения, внесение в активный словарь детей.

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении невозможно без  создания специальной слухо-речевой среды. Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребенком.

Условия создания слухо-речевой среды

- формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности;          -поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи;

        -использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

        -контроль речи детей со стороны взрослых;

        -соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Речь взрослого должна быть достаточно естественной, эмоциональной, литературной, с соблюдением всех правил орфоэпии и грамматики. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком. На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Воспитатель в своей работе над словом должен помнить главный психолого - лингвистический парадокс речи: представления, понятия человека о предмете формируются только от частного к целому и, наоборот, накопление слов идёт от частного к целому, от одного к множественному. То есть, прежде чем сформируется представление о каком- либо явлении или предмете, ребёнок должен увидеть его, связать со множеством других явлений, отличить от других и т. п. И только усвоив понятие, ребёнок принимает слово, которое нужно ещё запомнить при условии многократной его повторяемости. Этот принцип можно сформулировать так: в речевой работе с глухими и слабослышащими детьми воспитатель более ответственен за формирование активного словаря детей (вхождение в их обиход определённых понятий, представлений, а учитель-дефектолог ответственен за формирование активного словаря детей).

В распоряжении воспитателя есть главное средство для нормального развития речи - это естественные ситуации: совместные бытовые действия, совместные прогулки, труд, игры и т. д. Воспитатель связан со многими сторонами жизни детей. Ведущая форма речи - разговорная- непосредственно связана с использованием естественных ситуаций.

Начиная с утра и кончая вечером, воспитатель проговаривает словарь все режимных моментов, причём подводятся итоги.

Например, утром на вопрос: «Что мы будем делать?», дети отвечают: « Будем делать зарядку». А после слов: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке» - они говорят: «Мы делали зарядку».

Обговариваются действия и после дежурства детей в уголке природы. Если дети затрудняются, пишем текст на доске или в тетради. Всегда учитывается возраст детей. Если с младшими детьми чаще используются таблички, то со старшими детьми - устное общение, требование фразовой речи. То же - в меню. Если в начале подкладывают дети таблички, выбирают из 2-3 нужную табличку, то в дальнейшей работе уже переходим к фразовой речи.

После прогулки, на которой также проводится запланированная словарная работа, в группе подводим итоги. Сначала обговариваем, как ребята гуляли, что делали, а затем рисуем картинки и над ними пишем текст. Дети читают текст, вспоминают прогулку. Такого рода работа им очень нравится.

Стараемся не оставлять без внимания то, что не всякий раз или не часто можно увидеть. Часто из окна наблюдаем сороку. Недавно прилетали снегирь, синицы. И вот занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Птицы. Перелётные и зимующие». Если мы каждый день кормили птиц, которые прилетают на участок, наблюдали из окна сорок, снегирей, синиц, то детям легче назвать зимующих птиц, потому что они их видели, знают, могут отличить их друг от друга. Или другой пример. Весной перед окном зяблики свили гнездо на берёзе, даже видели, как самка высиживала яйца, как потом птицы приносили птенцам корм. Такие наблюдения формируют любознательность детей, стремление задавать вопросы, расширяют представление об окружающей действительности.

Часто при обращении к детям воспитатели опираются на более сильных в речевом отношении детей или лучше слышащих, а остальные как бы выпадают из поля зрения. Необходимо планировать индивидуальную работу с детьми (разделение детей на подгруппы). Именно при индивидуальном общении с каждым ребёнком можно выявить и скорректировать его уровень самостоятельной речи - результат совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога.

Занятия по развитию речи

  • занятия по развитию речи носят комплексный характер;
  • тематический принцип - основа занятий;
  • методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.;
  • речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Занятия по развитию речи являются основной формой развитии речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных условиях. На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний.

Речевой материал на занятиях по развитию речи тесно связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом, здесь он отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка поддерживается и стимулируется. Педагог помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.

На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности выступает символизация, служащая переходом между предметом словом. В процессе обучения используются различные типы символов, подкрепляющие и расширяющие значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.

Темпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными. Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и интеллектуальных возможностей ребенка, методов обучения, сотрудничества педагогов и родителей. Условия употребления речевого материала связаны с ситуациями общения. Поэтому часть слов дается для активного использования детьми в самостоятельной речи, другие слова оказываются лишь в сфере понимания ребенком в определенных ситуациях.

Овладение речью в процессе общения — это естественный путь, характерный для слышащих детей. Речь ребенка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой речевого общения с окружающими людьми. Наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения речью в норме является возраст до трех лет, в течение которого формируются механизмы речи, происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание глухих и слабослышащих детей в общем развитии и задержка в формировании речи и мышления говорят о недостаточном использовании сензитивного периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение развития детей с нарушениями слуха в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми.

 

Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/04/04/konsultatsiya-dlya-vospitateley-osobennosti

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-doshkolnikov-s-nedostatkami-sluha.html

свернуть
поделиться в: