консультации для родителей
Важность регулярных занятий для ребенка после кохлеарной имплантации
Эффективность реабилитации детей после кохлеарной имплантации зависит от многих факторов: от состояния слухового нерва до возраста и продолжительности потери слуха. Однако значимую роль в эффективности развития слуха и речи играет систематичность реабилитационных мероприятий.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно быстрее научился слышать и говорить после операции по установке кохлеарного импланта? Тогда регулярные занятия – это ключ к успеху! Возможно, вы сталкивались с чем-то подобным – на занятии у сурдопедагога ребенок легко осваивает новый звук или слово. Но через пару дней, если не повторять это слово, оно словно испаряется из памяти ребенка и приходится начинать все заново. Это происходит потому, что наш мозг естественно забывает новую информацию со временем. Для объяснения, стоит обратиться к кривой забывания Эббингауза, которая представляет собой график, показывающий как быстро люди забывают новую информацию с течением времени (Эббингауз, 1875 г.)
Если учесть её форму, то видно, что в первый день при изучении новой информации человек усваивает знания достаточно быстро, однако через некоторое время он начинает забывать их. Поэтому, чтобы оптимизировать и улучшить результаты реабилитации, требуется непрерывные и долгосрочные занятия с повторными упражнениями, предназначенными для постепенного закрепления результатов обучения. Чтобы закрепить знания и навыки, нужно постоянно их повторять. Регулярные занятия – это как регулярная тренировка для слуха и речи вашего ребенка. Они помогают лучше запомнить новые слова и звуки. Повторение – мать учения, так часто говорили нам в школе!
Как сделать занятия регулярными? Составьте график домашних занятий. Выберите 3 дня в неделю и в назначенное время занимайтесь с ребенком по 20-30 минут. В начале каждого занятия повторяйте то, что уже выучили. После повторения учите новые слова, звуки или навыки. Не забывайте о помощи специалистов! Помимо домашних занятий, важно посещать занятия с сурдопедагогом. Специалист поможет подобрать индивидуальную программу для вашего ребенка и проконтролирует его прогресс. Помните: регулярность – залог успеха! Даже маленькие шаги, сделанные каждый день, приведут к большим результатам.
Благодаря закреплению повседневных привычек слуховой практики и тренировки мы можем ожидать лучших результатов в восстановлении слуховых функций у детей с кохлеарным имплантатом.
Мы надеемся, что эта информация поможет Вам максимально повысить эффективность реабилитации и в конечном итоге позволят добиться положительных результатов в развитии слуха и речи.
Польза графических диктантов для подготовки ребенка к школе
Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.
Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.
Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.
Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.
Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.
Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.
Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.
После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.
Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и резинку, чтобы неправильные полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.
Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.
Существуют временные рамки работы с графическими диктантами:
Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.
Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.
Источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-polza-graficheskogo-diktanta-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/05/28/graficheskiy-diktant-zachem-on-nuzhen
Развитие речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста в семье
Любовь к ребенку рождается еще до его появления на свет. С ним связываются лучшие мечты, строятся жизненные планы. Нет ничего более тяжелого, чем несчастье с ребенком.
От Вас, родители, от Вашей жизнестойкости, силы воли, терпения будет зависеть судьба вашего неслышащего ребенка. К нему всегда должно быть обращено доброе, улыбающееся лицо родных. Однако необходимо быть и требовательными. Ни в коем случае не балуйте ребенка. Этим Вы нанесете ему большой вред. Избалованного ребенка трудно организовать для занятий, он постоянно конфликтует с другими детьми, со взрослыми. Все это отрицательно сказывается и на формировании его личности, и на успехах в обучении.
Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит вопрос относительно неслышащих детей. Помните, что начинать систематические занятия нужно с того дня, когда появилось первое подозрение, что Ваш ребенок плохо слышит. Эти занятия помогут специалистам установить степень снижения слуха, поставить точный диагноз, решить вопрос о необходимости слухового аппарата и подобрать режим его работы.
Специально организованное обучение позволит избежать тех тяжелых последствий, которые несет с собой нарушение слуха: отсутствие у ребенка речи, отставание из-за немоты от слышащих детей в психическом развитии. Нельзя откладывать воспитание и обучение ребенка до окончания проведения того или иного курса лечения, который часто длится 2-3- месяца, а то и полгода, год. Одновременно с проведением лечения с ребенком нужно заниматься.
Учить ребенка - это не значит посадить его за стол и в течение определенного, достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения.
В первую очередь необходимо правильно, рационально организовать деятельность ребенка в течение всего дня, воспитывать с учетом возраста ребенка культурно-гигиенические навыки (правильно умываться, есть, одеваться и т.п.), учить играть, развивать внимание, подражание, память и постоянно (дома, на прогулке, в транспорте, в гостях) общаться с ребенком речью. В ходе же специально организованных занятий в игровой, занимательной форме следует учить ребенка всему тому, что должен уметь его слышащий сверстник, а также проводить работу по развитию его речи, остаточного слуха и по формированию произношения и обучению чтению.
Каждое занятие, даже самое маленькое, нужно продумать, подобрать все, что на нем понадобится. Предлагаемые упражнения должны быть разнообразными по содержанию, форме и характеру проведения. Не перегружайте занятия материалом. Постоянно поощряйте и подбадривайте ребенка. Следите, чтобы он не утомлялся. Если ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать, значит, он устал, и Вам надо прекратить занятие еще до того момента, как он откажется заниматься.
Работу с ребенком следует проводить под руководством сурдопедагога детского сада. Он поможет спланировать занятия, подобрать конкретный материал с учетом возможностей и особенностей Вашего ребенка, научит взрослых правильному общению с ребенком и методике его обучения. Обучение неслышащего ребенка в семье возможно лишь при активном участии родителей.
Успех в воспитании и обучении ребенка с нарушенным слухом во многом зависит от единства требований, предъявляемых к нему всеми взрослыми: мамой, папой, бабушкой... Договаривайтесь между собой во имя ребенка. Полезные советы по воспитанию Вы можете получить в книге Б.Д. Корсунской "Воспитание глухого дошкольника в семье" .
Становлению речи неслышащего ребенка способствует интенсивная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Слух ребенка должен "работать" в течение всего дня. Всю обращенную к нему речь малыш воспринимает слухо-зрительно (т.е. видя губы говорящего и одновременно слушая). Слово или фраза, с которыми он впервые знакомится, предъявляются ему сначала слухо-зрительно, а затем (на слух - т.е. так, чтобы ребенок не видел губ говорящего).
Успешное развитие слухового восприятия возможно лишь в процессе повседневного ухода за ребенком и его воспитания, которые осуществляются в соответствии с общими требованиями к развитию детей этого возраста. Успешная коррекция слухового восприятия возможна лишь в условиях всестороннего развития ребенка.
Малыш нуждается в разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлениях. Уже с первых месяцев жизни возможно проводить различные упражнения, направленные на формирование и развитие его познавательной деятельности, на развитие его двигательной и эмоциональной сферы. Специальная коррекционная работа осуществляется как в процессе повседневного ухода и общения, проведения общеразвивающих упражнений, так и входе специальных слуховых упражнений.
Развитие слуховой функции и устной речи осуществляется на материале неречевых, речевых звучаний и речи. В качестве неречевых стимулов используются звучания игрушек: барабан, дудка, гармошка, погремушка, а также разнообразные бытовые шумы. На этом материале формируются и развиваются навыки реагирования на звук, различения звучаний и определения, откуда они исходят.
Обязательным компонентом общения взрослого с ребенком является интонационно насыщенный речевой поток. На его основе формируется положительное отношение к речи как к неотъемлемому признаку ухаживающего за ребенком взрослого, формируется слуховое сосредоточение. Восприятие речи взрослого является необходимым условием для развития собственных голосовых проявлений ребенка.
Для развития речевого слуха взрослые используют звукоподражания, лепетные и полные слова, двухсловную фразу. Ребенок в процессе каждодневного общения со взрослым усваивает звуковой образ слов, повторяющихся многократно в сходных ситуациях вне специальных форм обучения.
По мере овладения словарем понимаемой речи выделяется речевой материал для специальных слуховых упражнений. Таким материалом, в первую очередь, являются звукоподражательные названия игрушек. С расширением словаря понимаемой речи в слуховую тренировку включаются лепетные и полные слова, а впоследствии и фразы побудительного и повествовательного характера.
Развитие нарушенного слуха возможно лишь при условии достаточного усиления речи. В большинстве случаев это требует постоянного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. Выбор типа аппарата производит врач-сурдолог по данным исследования слуха: объективной аудиометрии, педагогического обследования.
В течение всего дня ребенок пользуется индивидуальным слуховым аппаратом, начиная с того момента, как подобран режим его работы. Основным содержанием занятий с детьми дошкольного возраста является развитие речи и слухового восприятия ребенка, а также формирование у него произносительной стороны речи. Развитие речи неслышащего ребенка осуществляется в ходе его повседневного общения с окружающими и на специальных занятиях.
Общение с малышом, в первую очередь, связано с организацией его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра и т.д. В этих ежедневно повторяющихся ситуациях у ребенка формируется понимание речи. В Приложении указан примерный материал, которым могут пользоваться родители в начале обучения. На занятиях в игровой форме ребенка знакомят с названиями предметов, действий с ними.
Первоначально взрослый пользуется только устной речью, сопровождаемой естественными жестами. В общении и на всех занятиях ребенка побуждают к говорению (к повторению за взрослым, называнию предмета, действия, к выражению собственных желаний и т.п.) в любой доступной ему форме: голосовой реакцией с естественными жестами, воспроизведением звукоподражаний, слов и фраз на уровне произносительных возможностей. Взрослый поощряет каждую попытку ребенка к речевому общению и дает ему образец правильного высказывания.
Воспитывать и учить неслышащего ребенка трудно. Но каждое слово, фраза, сказанная им, мысль, выраженная Вашим сыном или дочкой, нравственное поведение - это Ваши совместные победы. Терпение, настойчивость, целеустремленность, помноженные на желание помочь ребенку, приведут Вас к успеху в воспитании и обучении самого дорогого для Вас человека!
Источники:
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.
https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-vospitanie-detei-s-narusheniem-sluha-i-rechi-v-seme.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/08/18/razvitie-rechi-rebenka-s-nedostatkami-slukha-v-seme
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Примерный материал, используемый в общении с ребенком.
Привет, пока.
Пробуждение ребенка.
Привет. Где Алеша (...)? Где мама (папа, бабуля...)? Вот Алеша (мама, папа...). Иди ко мне.
Где горшок? Вот горшок. Сядь, а-а, пись-пись, все, встань.
Умывание. Где вода? Вот вода. Вода течет. Где руки? Вот руки. Вымой руки. Вымой лицо. Алеша (...) моет руки (лицо). Где вода? Вот вода. Все. Нет воды. Вытри руки (лицо). Алеша (...) вытирает руки (лицо). Все. Иди.
Накрывание на стол и кормление.
Ложка, чашка, тарелка. Где ложка (тарелка, чашка)? Суп, каша, молоко, хлеб, яблоко (...). Где каша (молоко, хлеб, фартук...)? Алеша (...) ест кашу (суп, хлеб...). Ешь яблоко (...). Пей молоко (...). Все. Умница. Где рот? Вот рот. Сядь. Встань.
Одевание и раздевание.
Штаны, рубашка, шапка, платье, ботинки, туфли. Надень, сними. Надень рубашку (штаны...). Сними шапку (туфли...). Алеша (...) надел (снял) рубашку (штаны, ботинки...).
Игра.
Названия игрушек (лепетные и полные), с которыми играет ребенок; названия действий (лепетные и полные), которые он воспроизводит, например: ууу, мяу, ууу едет, мяу ест, ляля упала (бах!), утя идет - топ-топ-топ и т.п.; дай, убери, все.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Сядь, встань, карандаш, бумага, кубики, названия предметов, которые изображаются (лепетные и полные). Где карандаш (бумага...)? Рисуй (лепи, построй, положи) дом (шар, мяч, стул и т.п.).
Прогулка. Солнышко, нет солнышка, снег, дождь (кап-кап). Идет снег. Идет дождь - кап-кап-кап.
Занятия.
Встань, сядь, привет, пока (каждой игрушке, с которой играют, занимаются), слушай, дай, на, убери, упал(а), все; название игрушек (лепетные и полные), с которыми ведется работа. Примерный словарь: ууу (поезд), ввв (самолет), прр (лошадка), ав-ав-ав или ам-ам-ам (собака), пипипипи (птичка), мяу (кошка), кококо (курица), ква-ква-ква (лягушка), ляля, утя, бобо, биби (машина), и т.п.; имя ребенка, мама, папа, бабуля, дедуля, тетя, дядя, дом, мяч, лопата, рыба, юла; суп, каша, молоко, яблоко (...); штаны, рубашка, платье, туфли, ботинки (...); руки, ноги, глаза, нос, рот, уши - уметь показывать части тела у себя, у взрослых, у игрушек и т.п. В дальнейшем, когда ребенок усвоит первые слова, используются фразы типа: папа (тетя) там; мама (папа...) дома. Ляля (...) упала. Мама (бабуля...), пока. Бабуля (папа...) спит (ест, пьет, сидит, стоит, бежит). Алеша (...) плачет - а-а-а. Что там? И т.п.
Укладывание спать.
Ляг. Спи. Закрой глаза. Алеша (...) спит.
Произнесение речевого материала сопровождается естественными жестами. Он произносится вначале в одной и той же последовательности (по возможности). По мере того, как ребенок начинает действовать в ответ на слово (фразу), последовательность нужно менять.
Каждое слово (фраза) произносится взрослым 2-3 раза, из них один раз - обязательно на слух (т.е. так, чтобы ребенок не видел губ говорящего). Малыша следует побуждать к проговариванию материала вместе со взрослым, но не настаивать. В этот период занятий взрослый все время как бы говорит за ребенка.
Полные слова сопровождаются письменными табличками с того времени, когда ребенок научается сосредотачиваться, следить за игрушкой, смотреть на тот предмет, который показывает взрослый. Когда малыш научится узнавать по табличке первые слова, начинают использоваться и фразы, написанные на табличке печатными буквами.
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Кроме того, целью работы по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Этапы разучивания игр:
1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: взрослый лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
- Ладошки на столе. На раз — пальчики разводим врозь, на два — собираем. • На раз, два, три — меняем положение кисти руки, причем дети должны видеть движения взрослого. Раз — ладошка, два — кулачок, три — ребро. • На счет 1,2,3.4,5 соединяем поочередно пальцы обеих рук «здороваемся».
«Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми
ладошками рук вверх и вниз по столу) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (водим ребром ладошки по столу вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (кулачки энергично сжимаются и разжимаются) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз
вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
«Печем пироги» Тесто мнем, мнем, мнем! (нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто) Тесто жмем, жмем, жмем! (нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале
одновременно, а после поочередно) Пироги мы испечем! (нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки
руки в другую)
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.
Кулачок-Ванюша
Ванька-встанька, Ванька-встанька (спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулаку пальчиком ребёнка) Тук-тук, тук-тук…
Ванька-встанька тут как тут! (большой палец выскакивает из кулака)
(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Список литературы:
Борисенко С.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб.: «Паритет», 2002 г.
Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С-Пб.«Детство–Пресс» 2005 г.
Буклет "С пальчиками играем - речь развиваем"
Уважаемые родители!
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.) играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. |
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук: 1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности. |
5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.
9. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника. |
10. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
11. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
12. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.
13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. |
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!
|
«С пальчиками играем – речь развиваем»
Учитель-дефектолог И.А.Боднар ГУО «Детский сад № 29 г. Лиды» |